Мой новый велосипед — е-байк Focus Jam2 29 Ltd

Уже почти разменяна первая тысяча километров на моём новом е-байке Focus Jam2, так что можно писать отчет о впечатлениях. Поначалу мне хотелось подготовить подробную статью о том, почему я всё таки решился на электро, чем отличается е-байк с кареточным мотором от всяких китайских самосборов и так далее. Но решил, что во-первых, всё это я уже описывал в статье «Почему мой следующий велосипед будет электрическим», а во-вторых, осознал, что все эти разъяснения никому не нужны.

Я лишь могу сказать, что е-байк — это вещь специфическая, и если вы молодой и задорный, то просто закрывайте эту статью — вам помощь мотора абсолютно точно не нужна. Если вы в принципе темой электровелосипедов интересуетесь, но считаете, что это слишком дорого, то мне возразить нечего — действительно, цена немаленькая. Я решил на время завязать с мото-хобби, продал один из мотоциклов, таким образом освободив бюджет для новой игрушки. При этом всё равно пришлось брать самую дешевую модель с прицелом под апгрейд.

Данная заметка может быть интересна человеку среднего возраста, не слишком спортивному, но по каким-то причинам, желающему активно катать по оффроаду, при этом не убивая сердце на высоких пульсах на затяжных апхилллах.

Итак, вот моя новая игрушка — Focus Jam2 29 Ltd fedorvasilev.com

Мой новый велосипед — е-байк Focus Jam2 29 Ltd

Почему Focus


Поначалу я даже не рассматривал Фокусы в качестве кандидата на покупку, по двум причинам. 1. Маленькая емкость аккумулятора — всего 378Wh против стандратных 500 у других велобрендов. 2. Несъемный, проприетарный аккумулятор. В отличие от большинства других велобрендов, предлагающий лекгосъемные стандартные батареи, Фокус устанавливает собственные аккумуляторы, с постоянным креплением в нижней трубе. Если зачем-то понадобится, то снять батарею можно, но для начала придется отсоединить мотор и открутить кучу болтов.

При этом нужно признать, что электробайки Focus с эстетической точки зрения близки к совершенству — не слишком искушенный зритель даже не поймет с первого взгляда, что перед ним не обычный велосипед.

Углубившись в чтение форумов, я понял, что задумка с уменьшенной емкостью аккумулятора имеет смысл. Те, кто использует e-mtb как велосипед, то есть не шпарит всё время на максимальном режиме, а даже наоборот, по асфальту ездит с выключенным мотором, обычно привозят с вечерней покатушки 40-60 км пробега и две трети неизрасходованной батареи 500Wh.

Инженеры/маркетологи Фокуса резонно решили, что при таком использовании нет смысла катать на раме лишний килограмм, поэтому уменьшили аккумулятор на 25%. Этого вполне хватает на покатушку 50км и 600-700 метров набора в режиме Eco. А вот если вы собираетесь в ПВД или в горы, то предлагается небольшая дополнительная батарея весом 2.2 кг, емкостью те же 378Wh, которая пристегивается к нижней трубе и увеличивает пробег вдвое.

На мой взгляд, это правильная концепция — благодаря такому подходу мы получаем более легкий и красивый велосипед. Из-за небольшого веса в нижней трубе управляемость байка идеальна — на трейлах это обычный двухподвес по ощущениям. Взвесив все за и против, я решил брать именно Focus, уж очень мне понравился его дизайн.

Сколько проезжает Focus Jam2 от заряда батареи


Я боялся, что с моим весом (а автономность сильно зависит от веса ездока) не будет хватать базового аккумулятора на обычные покатушки. Поэтому в качестве эксперимента я выкатал первый заряд батареи, не выключая электрический ассистент даже на асфальте, чтобы посмотреть, на какой запас хода можно рассчитывать. Вот результат.

На 80% батареи пройдено ровно 50 км, в режиме Eco (которого хватает для всего, я включал повышенные режимы Trail и Boost только чтобы попробовать). Километров 20 из этого пробега пришлось на асфальт, и 30 на трейлы (иногда весьма сложные) и грунтовки. Замечу, что я отключил ассистент сразу же после того, как осталось одно деление аккумулятора (20%) — таким образом, оставался еще резерв на 10-15 км.

50 км это вроде бы и не много, но подчеркиваю, это всё на постоянно включенном моторе. Следующую поездку я провел в таком стиле, в котором использую е-байк обычно — то есть, подключаю ассистент только на грунтах, а на асфальте катаю, как на простом велосипеде, без мотора. Теперь я получил вот такой пробег от одного заряда:

Это уже неплохо для маленькой базовой батареи. Я успел позажигать на трейлах в парке, съездить на другой конец города, там покатать по лесным тропинкам, и вернуться домой по всяким оффроад тропинкам, о существовании которых даже не подозревал, пока катал на шоссере.

Могу смело рекомендовать Focus с уменьшенной батареей всем, кто использует байк в смешанном режиме (с ассистентом и без), для покатушек 3-5 часов с пробегом 60-100км. Тем, кто собирается постоянно ездить с мотором, лучше обратить внимание на модели со стандартным 500Wh аккумулятором.

Как оно катит без мотора

Есть миф, что е-байк без электровспоможения становится абсолютно бесполезной вещью, которую можно приводить в движение лишь ценой неимоверных усилий. В реальности вел катит почти так же, как и обычный горный велосипед, самое большое сопротивление качению вносят широкие (2.4) шины.

Увеличенный вес ощущается на подъеме, но в прямолинейном движении это просто велосипед с тяжелыми мтб катками. Без особого усилия можно катить по асфальту на плоскости 20-22 км.ч, скидывая передачу пониже, чтобы заехать в горку. Зато когда съезжаешь на грунт и включаешь режим Eco… полёт!

Но всё таки, зачем?

Главный вопрос е-скептиков — зачем нужно городить этот огород, если можно проехать те же 100км на обычном велосипеде. Всё дело в оффроаде. К сожалению, времена моей хорошей формы остались в прошлом, и теперь по состоянию здоровья я не могу ломить на повышенных пульсах.

Но на техничных трейлах невозможно ехать с умеренным темпом — чередование резких подъемов, спусков, прямых с корнями и песочных участков — нужно ломить. Получается, что для меня тема оффроада просто закрыта — даже с небольшой скоростью пульс будет всё время уходить в пиковые зоны.

На е-байке минимального режима Eco хватает, чтобы ломить со скоростью 20-25 км/ч по сложному рельефу и покрытию типа корни/булыжники и иметь пульс в безопасных пределах 130-150. Езда по таким трейлам со средней 22км/ч гораздо интереснее, чем ковырялово на 15. В этом и есть основная разница.

Халява?

Если ездить в максимальном режиме, то да. Если ездить в режиме Eco, то нет. Логика ассистента работает так: в мотор встроен пауэрметер, который постоянно отслеживает мощность, выдаваемую катальцем. Добавляемая мощность мотора — не константа, в Eco режиме это +50% к усилиям ездока. Например, вы жмете 150Вт, ассистент в этот момент будет добавлять 75Вт. Снизится или повысится ваше усилие на педалях, в этой же пропорции изменится и добавленная мощность.

Это то, что отличает эти мтб с кареточным мотором от всяких подвесных Bafang или тем более, мотор-колеса. Не остается впечатления, что мотор отдельно, а вы отдельно — благодаря вышеописанной логике, мощность мотора подается очень аккуратно и естественно, я бы сравнил это с ощущением от попутного ветра.

Так вот, насчет халявы — режим Eco рассчитан так, чтобы вы вкладывали больше своего усилия, чем получали от мотора, поэтому чтобы «валить», всё равно придется качественно вкручивать. Мой средний пульс практически не уменьшился, когда я пересел на е-байк, он как был 130-140, так и остался. Изменились две вещи — возросла скорость на трейле и пропали пики пульса. Второе крайне важно — мне вредно загонять сердце выше 160, но раньше приходилось, потому что апхилл есть апхилл. Теперь же эти пики сглаживает мотор.

Как замечали многие до меня — на е-байке в целом устаешь больше, потому что из-за возросшей скорости приходится больше работать телом, да и внимания затрачивается больше.

Хардтейл или двухподвес

В велосипедных кругах рунета сложился стереотип «подвес не нужен». Поначалу я тоже смотрел в сторону хардтейлов — ну вроде как нет в наших краях гор и трейлов, где уместны ходы подвески 140-160, как это принято на е-байках.

Потом задумался. Подвес тяжелее, дороже, сложнее в обслуживании, медленнее на разгон. А что насчет электровелов? Тяжелее, да, но разница в весе между е-хардтейлом и е-подвесом составляет килограмма полтора. При общем весе байка 22кг+ это не так уж заметно. Вопросы разгона для е-мтб как бы вообще не актуальны. Дороже и сложнее в обслуживании — от этого, конечно, никуда не денешься,

Где-то прочитал мнение, что если уж вы собираетесь пересаживаться на е-мтб, то только на подвес, выбирать хардтейл следует только в качестве большого компромисса. Одним словом, решил в пользу двухподвеса и сейчас, уже на практике, убеждаюсь, насколько был прав.

Ходы моего Jam2 — 140/140 и это просто замечательно на наших тропинках. Никакой избыточности, велосипед, благодаря плюшевой подвеске, летит как самолет над корнями. Собственно, помощь мотора для того и нужна, чтобы компенсировать лишний вес и «медленность» разгона двухподвеса.

Колеса Plus или 29

Большой вопрос — размер колес. Тенденция такова, что на е-байках можно чаще увидеть плюсовые 27.5х2.80 покрышки, чем 29 дюймов. Это связано с тем, что е-мтб предполагается использовать в горах, на каменистых трейлах. Там нужно максимальное сцепление и большой объем воздуха в шинах, чтобы обрабатывать «мелочь».

Поначалу я тоже хотел брать Plus, но передумал почти в последнюю минуту. Моя логика была такова: вряд ли я буду катать в горах, скорее всего, мои дороги — это КК трейлы, местами с корнями и булыжниками, поэтому логичнее использовать больший радиус колес, для лучшего наката. В стандарте у Focus Jam2 29 идут покрышки Continental Trail King 2.4, а максимально влезут 2.6. Если мой ареал обитания сменится на более жесткий, то я легко могу купить дополнительный вилсет с резиной 27.5×2.80 (чуть-чуть опустится каретка), а вот если у меня изначально будет рама на 27.5, то жирные (2.4-2.6) колеса на 29 дюймов я поставить уже не смогу. Так и решил — беру найнер.

Скажу прямо — решение для моих условий оказалось верным. Найнер хорош на любых дорожках, и на трейле, и на асфальте. Имея небольшой опыт езды на плюсовых покрышках, я бы сказал, что это вещь довольно специфическая. Да, на оффроаде они держат просто великолепно и возможность поглощать мелкие неровности напоминает по ощущениям этакий мини-фэтбайк. Но на ровных поверхностях, и тем более на асфальте у меня возникало впечатление, что плюсы как будто слишком мягкие, а накачивать сильнее их нельзя, потому что начнут подскакивать на неровностях, да и пропадет большая часть смысла такой широкой покрышки.

29 кажутся мне более универсальными колесами, по крайней мере в моих условиях. Но я обязательно рано или поздно заведу себе второй плюсовой вилсет и буду тестировать более вдумчиво.

Комплектация

Я осознанно взял самую дешевую версию, чтобы потихоньку апгрейдить байк именно теми компонентами, которые мне нужны. На данный момент есть несколько слабых мест:

Вилка Rockshox Recon Silver, не самый лучший вариант для трейлового велосипеда. В обозримом будущем я хочу поменять его на Pike, но пока что, в условиях эстонского кросс кантри, Рекон проявил себя неожиданно хорошо. Он работает весьма плюшево, и его жесткости на данный момент мне хватает с лихвой.

Тормоза Magura MT2. Тормоза разочаровали, даже не ожидал, что они настолько плохи. Спереди ротор 200мм, но нет цепкости или хотя бы ощущения стоп-крана. Ручка определенно ватная. Когда дойдут руки, попробую прокачать, но читал отзывы, то эти тормоза лучше работать не могут. На данный момент я к их работе привык, но честно говоря, хотелось бы поставить более точные тормоза с хорошей модуляцией. Может быть, Shimano XT, может быть, что-то из SRAM’a.

10-ти скоростная трансмиссия 34Т с кассетой 11-40Т. Во-первых, у манетки Deore какое-то слишком тяжелое усилие на понижение передачи. Во-вторых, диапазона кассеты немного не хватает. Точнее, нельзя сказать, что прямо таки не хватает, потому что с мотором в максимальном режиме можно заехать практически в любую стенку, но мне всё же хочется заезжать все апхиллы в более естественном режиме Eco.

Тут пока не решил, буду ставить 12ск трансмиссию от SRAM или 11ск Shimano Di2 XT. Второе более интересно, потому что электронная система Шимано спаривается с системой е-байка Shimano Steps E8000.

Резина Conti Trail King. Спереди оставлю Кинга, а назад хочу вот это, идеальный вариант для кантрийных трейлов, великолепный накат и хорошо держит в поворотах. У моего друга стоит такая покрышка сзади, и он не нахвалится.

Покрышки, конечно, поставлю в бескамерном варианте.

Эти апгрейды совершенно не обязательные, велосипед в стоковом исполнении великолепен, поэтому кроме задней покрышки я прямо сейчас не собираюсь ничего менять. Со временем посмотрим.

Выводы

Не могу ничего добавить к своим размышлениям, которые описывал в большой статье про е-байки (ссылка в начале этой заметки), поэтому сразу в плюсам-минусам.

Плюсы

Возможность существенно повысить скорость на оффроад трейлах, углубиться в более техничное прохождение, получать фан не только на спусках, но даже на апхиллах.
Возможность катать групповые покатушки с участниками любого уровня.
Наслаждение от ощущения, что ветер теперь всё время «дует» в спину. Проблема встречного ветра уходит на второй план.
Можно отказаться от вечного компромисса в выборе покрышек (лучше катимость — хуже сцепление). Теперь можно ставить покрышки, которые реально держат.
По этой же причине выбор подвеса с ходами 140-160 не сказывается на усталости/скорости/накате и т.д. Поверьте, даже по нашей плоскоте катать на трейловом подвесе кантрийные трейлы — это большое удовольствие.

Минусы

Высокая цена. К сожалению, входной билет в мир е-мтб, это 2000 евро за простенький хардтейл и 4000 за простенький подвес. Вопреки надеждам, цены не будут падать в ближайшем будущем, и сомнительно, что будут падать вообще. Скорее всего, е-байки будут улучшаться технически, начнется борьба с весом, но цена будет оставаться высокая.
Шаблонность мышления местных велосипедистов, поначалу ваше появление будет вызывать много вопросов, насмешек и даже неприятия в среде особо увлеченных катальцев.
Некоторые эксплуатационные сложности из-за большого веса. Например, затащить на пятый этаж без лифта (в режиме walk assist можно просто направлять вел, и он сам будет взбираться по ступенькам, это облегчает задачу)
PS. Предвосхищая вопросы, сразу скажу — любимый шоссер пришлось тоже продать. Не столько потому, что не хватало на е-байк, сколько потому, что этот вел бы просто стоял без дела. Продавал почти что со слезами на глазах, настолько он был хорош. Одно радует — вел ушел в руки хорошему человеку, периодически встречаю его на дорогах.

Как знать, может в будущем снова захочется гонять по асфальту, тогда опять возьму эту алую карбоновую бестию.